Версия для слабовидящих

МАДОУ № 133 «Журавушка»

г. Мурманск, проезд Связи, д. 9

Телефон

8(8152) 27-47-91, 27-47-93

Факс 8(8152) 274792

Эл. почта dou133polarnet@yandex.ru

Адаптированная программа кррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников логопедического пукта

ТИТУЛ

Программа разработана на основе коррекционно-развивающей программы

Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. :  « Программа обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи».

 

Рассчитана на детей  5– 7 лет.

Программа разработана и утверждена на педсовете в 2009 году от 08.09.09   Пр. № 1

В 2016 году внесены дополнения к программе в соответствии с ФГТ.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………………..

1.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста

1.3. Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН)…..

1.4. Характеристика детей с  ОНР 3 ур.р.р…………………………………………………..

1.5. Характеристика детей с НВОНР ………….…………………………………………….

  1. Целевые ориентиры коррекционно-образовательной деятельности. Результаты успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе ………………
  1. Содержательный раздел.
    1. Интеграция образовательных направлений в логопедической работе…………….
    2.  Взаимодействие с педагогами ДОУ в рамках данной программы………………….
    3. Взаимодействие со специалистами ДОУ в рамках данной программы……………..
    4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников……………………………..
    5. Особенности организации коррекционно-образовательной деятельности………….
    6. Планирование КОД с дошкольниками, имеющими различную речевую патологию…
    7. Перспективно-тематическое планирование в подготовительной группе для детей с ФФН и НВОНР……
    8. Перспективно-тематическое планирование в подготовительной группе для детей с ОНР (2 год обучения)
    9. Перспективно-тематическое планирование в старшей группе для детей с ОНР……
    10. Перспективно-тематическое планирование в старшей группе для детей с ФФН и НВОНР.
  2. Организационный раздел
    1.  График работы учителя-логопеда……………………………………………………
    2.  Расписание (сетка) КОД…………………………………………………………………
    3. Планирование индивидуальной коррекционной работы…………………………….
    4. Методическое обеспечение……………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Целевой раздел.
    1. Пояснительная записка

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

- активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх;

- способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

- возможность фантазировать вслух, играть звуками и словами;

- проявление любознательности, задавание вопросов, касающихся близких и далеких предметов и явлений, интерес к причинно-следственным связям (как? почему? зачем?), попытки самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- обладание начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором живем.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программ с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определенно взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

Данная рабочая (адаптированная)  программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, общеобразовательной программой ДОУ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, Положением о логопедическом пункте для детей дошкольного возраста в муниципальном образовательном учреждении города Мурманска, реализующем образовательную программу дошкольного образования.

Основной базой рабочей программы являются:

  1. «Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина;
  2.  «Программы коррекционно-развивающей работы для детей с общим недоразви­тием речи» Н.В. Нищева;
  3. «Учебная программа «Коррекция речевых нарушений на дошкольном логопункте» Т. А. Летуновская, В. В. Сеничкина;

Программы 1-2 рассчитаны на работу в условиях логопедических групп комбинированного или компенсирующего образовательного учреждения, поэтому они не могут быть использованы в полном объёме в условиях логопедического пункта образовательного учреждения.

Рабочая (адаптированная) программа рассчитана на один учебный год для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, на два учебных года для детей с общим недоразвитием речи.

Целью рабочей (адаптированной) программы является построение системы коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте для детей с фонетическим нарушение речи (ФНР), фонетико-фонематическим нарушением речи (ФФНР), общим недоразвитием речи 3,4 ур.р.р. (ОНР 3, ур.р.р., НВОНР) в возрасте от 5 до 7 лет.

В процессе коррекционного обу­чения детей-логопатов решаются сле­дующие задачи:

  • раннее выявление и своевре­менное предупреждение речевых на­рушений;
  • воспитание артикуляционных на­выков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
  • коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
  • развитие навыков звукового анализа и синтеза;
  • уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольника на базе правильно произносимых ребёнком звуков.
  • привлечение воспитателей и родителей к активному участию в коррекционной логопедической работе по преодолению речевых дефектов у детей     .

Достижение  поставленной цели и решение  задач  осуществляется с учётом следующих принципов:

  1. принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;
  2. принцип развивающего подхода  (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
  3. принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
  4. принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком  необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
  5. принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса;
  6. принцип постепенного повышения требований, предполагающий  постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
  7. принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех  анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных  и  двигательных образов детей.

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность, поэтому все коррекционно-развивающие занятия носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

Исходя из опыта функционирования дошкольных логопедических пунктов в условиях Край­него Севера, в разработке данной программы учитывается уменьшение количества подгрупповых занятий и увеличение времени на индивидуальную работу.

 Следует отметить, что адаптированная рабочая программа не является статичной по своему характеру, порядок изуче­ния звуков и количество занятий, отве­денные на эту работу, могут меняться по усмотрению логопеда, в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в программе:

  • организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях;
  • обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятиях;
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья и развития ребёнка;
  • дыхательная гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика;
  • артикуляционная гимнастика;
  • физминутки.

 

1.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста

Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет.

На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.

Круг чтения ребенка 5–6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением. Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20–25 мин вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым.

Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства (в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки).

В 5–6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи и отношения.

 

Возрастные особенности детей  от 6 до 7  лет.

 В сюжетно-ролевых играх дети этого возраста начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь, трудоустройство. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому.  Продолжает развиваться восприятие, образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Развивается воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.

Внимание дошкольников становится произвольным, время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Продолжают развиваться все компоненты речи,  диалогическая и некоторые виды монологической речи. Расширяется словарь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст:  ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

 

1.3. Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН)

   Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

  • заменой звуков более простыми по артикуляции
  • трудностями различения звуков;
  • особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи.

На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

Картина нарушения речи у детей с ФФН неоднозначна. Наиболее типичным является

  • недифференцированное произнесение пар или групп звуков. Например: звуки [с] и [ш] могут заменяться нечетко произносимым смягченным звуком [ш];
  •  смешение звуков, т. е. в одних случаях ребенок употребляет звуки [с], [ш] правильно (санки, шуба), а при усложненных вариантах речи взаимозамещает их;
  • замены звуков более легкими по артикуляции («Фамаéт потóим тáми» — «Самолет построим сами»);
  •  искаженное произношение звуков в сочетании с вышеперечисленными дефектами.

Признаком фонематического недоразвития является чаще всего незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими характеристиками.

Трудности различения звуков выявляются при выполнении специальных диагностических заданий, предполагающих достаточный уровень развития фонематического восприятия. Например:

  • выделить определенный звук из ряда других звуков;
  • повторить ряды слов и слогов с оппозиционными звуками (изолированно эти звуки ребенок произносит правильно): па-ба, ба-па, да-да-та, та-та-да и т. д.;
  • определить наличие (отсутствие) заданного звука в слове. Например: звук [с] в словах: сани, чай, щетка, стакан, шапка, курица, замок;
  • самостоятельно отобрать картинки с заданным звуком;
  • назвать ряд слов, содержащих определенный звук.

Несформированность фонематических представлений снижает у детей с ФФН готовность к овладению звуковым анализом. Нередко вместо выделения первого гласного или согласного звука дети называют слог или все слово.

Совокупность всех перечисленных отклонений в произношении и фонематическом развитии не позволяет детям позже полноценно усваивать программу общеобразовательной школы, а в процессе обучения письму и чтению у них появляются специфические ошибки:

  • замены согласных букв («зелезо» — железо, «лека» река и т. д.);
  • пропуски букв («смовар», «тул» и т. д.);
  • перестановка букв и слогов («кошолатка» — шоколадка, «петерь» — теперь, «логова» — голова, «моколо» — молоко и т. д.);
  • замены гласных даже тогда, когда они стоят под ударением: е — и (сел — «сил»), о — у (пол — «пул»);
  • вставка лишних букв («пошала» — пошла).

 

1.4. Характеристика детей с  ОНР 3 ур.р.р.

Современный ребенок к 4,5—5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.

Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова во фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов (му-му, ав, ту-ту) до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта — общее недоразвитие речи.

Охарактеризую речь детей с 3-м, наиболее типичным уровнем речевого развития.

У детей с ОНР 3 ур.р.р. в 5-летнем возрасте словарный запас составляет примерно 2,5—3 тысячи слов. В нем отсутствуют или же имеются в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки.

Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами   недоразвития   лексики,   грамматики   и   фонетики. Типичным  является  использование  простых  распростра­ненных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов, например: «бейка мотлит и не узнана» — белка смотрит и не узнала (зайца);   «из тубы дым тойбы, потамутш хбйдна» — из трубы дым валит столбом, потому что холодно. В высказываниях детей появляются слова, состоящие; из  трех-пяти   слогов   («акваиюм» — аквариум,   «татал-лист» — тракторист,   «вадапавод» — водопровод,   «зади-гайка» — зажигалка).

Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния:

— частей предметов и объектов (кабина, сиденье, ствол, фундамент, подъезд, затылок, виски, грива, вымя и т. п.);

— глаголов, выражающих уточненность действий (лакает, лижет, грызет, откусывает, жует — все выражается словом «ест»);

— приставочных глаголов (подплыл, отплыл, переплыл, всплыл и т. п.);

— антонимов (гладкий — шершавый, храбрый — трусливый,,глубокий — мелкий, густой — жидкий и т. п.);

— относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный, вишневый, грушевый, земляничный и т. п.).

В грамматическом строе распространены ошибки:

— в употреблении предлогов В, К, С (СО), ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ, НАД («Платок лежит кармане», «Мама взяла книгу от полки», «Мальчик подошёл шкафу», «Кошка вылезла под кровати» и т.п.);

— согласовании различных частей речи («Подошёл к два коня», «Заботился о ёжика», «Наблюдали за обезьяны»);

— построении предложений («Шёл Петя грибы лес собирать», «Почему что ёжик кололся, почему что девочка и плачет»).

В фонетическом плане дети:

— неверно произносят 10—20 звуков: не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие—твердые, звонкие—глухие, а также звуки С—Ш, 3—Ж, ТЬ—Ч, СЬ—Щ, Л—Р и т. п.;

— искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов (водопроводчик—датавотик, фотография—атагафия, магнитофон—матафон, воспитательница—питатифа);

— не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, некоторые звуковые и слоговые сочетания (кот-кит-ток, бык-бак-бок, па-ба-па, та-кта, фта-кта, та-тя).

В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные особенности. Однако развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются и отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников. Характерно, что отсутствие у детей чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов.

 

1.5. Характеристика детей с нерезковыраженным общем недоразвитием речи.

Многолетний опыт обучения дошкольников с недо­развитием речи, изучение динамики их продвижения в речевом развитии позволили обосновать необходимость выделения нового, четвертого уровня развития речи (Т. Б. Филичева). К детям с НВОНР относятся дети с остаточ­ными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой сис­темы.

Речь таких детей, на первый взгляд, производит вполне благополучное впечатление. Лишь детальное и углубленное обследование, выполнение специально подобранных зада­ний позволяет выявить остаточные проявления общего не­доразвития речи.

Затруднения в воспроизведении слов сложного слогово­го состава и их звуконаполняемости является диагностиче­ским критерием при обследовании речи дошкольников с НВОНР. Под влиянием коррекционно-развивающего обучения это явление постепенно сглажи­вается, но всегда обнаруживается, как только у ребенка возникает необходимость усвоения новой лексики, слож­ной по звуко-слоговой структуре и морфологической орга­низации (например: регулировщик, баскетболистка, вело­сипедистка, строительство и т. д.).

Для детей данного уровня типичным является несколь­ко вялая артикуляция звуков, недостаточная вырази­тельность речи и нечеткая дикция. Все это оставляет впе­чатление общей «смазанности» речи. Незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смешение зву­ков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у этих детей еще не завершен.

Наряду с недостатками фонетико-фонематического характера для этих детей характерны отдельные наруше­ния смысловой стороны речи. Так, при, казалось бы, доста­точно разнообразном предметном словаре, дети могут не точно знать и понимать слова, редко встречающиеся в повседневной речевой практике: названия некоторых жи­вотных и птиц (павлин, пингвин, страус, кукушка), расте­ний (малина, ежевика, кактус), профессий (пограничник, портниха, фотограф), частей тела человека и животных (веки, запястье, щиколотка, поясница; клыки, бивни, гри­ва). В самостоятельных высказываниях могут смешиваться видовые и родовые понятия («креслы» стулья, кресло, диван, тахта).

Дети склонны использовать стереотипные формулиров­ки, лишь приблизительно передающие оригинальное зна­чение слова: нырнул «купался»; зашила, пришила «шила»; треугольный «острый», «угольный» и т.д. Характер лексических ошибок проявляется в замене слов, близких по ситуации (вместо «заяц шмыгнул в нору» «заяц убежал в дыру», вместо «Петя заклеил конверт» — «Петя закрыл письмо»), в смешении признаков (высокая ель—«большая»; картонная коробка — «твердая»; сме­лый мальчик «быстрый» и т. д.). Углубленное обследо­вание позволяет четко выявить трудности передачи детьми системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Они плохо справляются с подбором синонимических и антонимических пар: хороший доб­рый («хорошая»), азбука букварь («буквы»), бег ходьба («не бег»), жадность щедрость («не жадность, добрый»), радостьгрусть («не радость, злой») и т. п. Недоступными являются задания на подбор антонимов к словам с более абстрактным значением, таким, как: моло­дость, свет, горе и т. д.

Недостаточность лексического строя языка проявляется и в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, эти дети по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких вариантов. К ним относятся случаи образования уве­личительных и многих уменьшительно-ласкательных форм существительных (ручище— «рукина, рукакища»; ножи­ще«большая нога, ноготища»; коровушка«коровца», скворушка «сворка, сворченик»), наименований единич­ных предметов (волосинка «волосики», бусинка «бус-ка»), относительных и притяжательных прилагательных (смешной «смежной», льняной длиной», медвежий «междин»), сложных слов (листопад«листяной», пче-ловод — «лчельш»), а также некоторых форм приставоч­ных глаголов (вместо присел — «насел», вместо подпрыг­нул «прыгнул»).   Наряду   с   этими   ошибками   у   детей наблюдаются  существенные  затруднения  в  понимании  и объяснении значений этих и других производных наимено­ваний: кипятильник «чай варит», виноградник «дядя садит   виноград»,   танцовщик «который   тацувает» и т. п. Отмеченное недоразвитие словообразовательных про­цессов препятствует своевременному формированию навы­ков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии может оказать негативное воздействие на качество овладения русским язы­ком в процессе школьного обучения.

В большинстве случаев дети с IV уровнем развития речи неточно понимают и употребляют пословицы, слова и фра­зы с переносным значением. Так, выражение «широкая ду­ша» трактуется как «очень толстый», а пословица «на чу­жой каравай рот не разевай» понимается буквально «не ешь хлеба».

Наблюдаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного чис­ла («В телевйзере казали Черепашков нйнзи»), некоторых сложных предлогов («вылез - из шкафа» — вылез из-за шка­фа, «встал кола стула» — встал около стула). Кроме этого, нередко отмечаются нарушения в согласовании порядковых числительных и прилагательных с существительными муж­ского и женского рода («в тетради пишу красным ручком и красным карандашом», «я умею казатъ двумями палъцыми»), единственного и множественного числа («я дома иг­раю с компьютером, машинки, еще игры и солдатиком»). Особую сложность для детей с НВОНР представляют конструкции предложений с разными прида­точными.  При их построении ребенок может пропустить или заменить союз («одела пальто, какая получше»).

При обследовании связной речи выявляются затрудне­ния в передаче логической последовательности, «застрева­ние» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропус­ком его главных событий, повтор отдельных эпизодов по нескольку раз и т. д.  Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ с элементами творчества, дети  используют    преимущественно    короткие    малоинформативные предложения. При этом ребенку сложно переключиться на изложение истории от третьего лица, включать в известный сюжет новые элементы, изменять концовку рассказа и т. д.

 

  1. Целевые ориентиры коррекционно-образовательной деятельности

Данная рабочая (адаптированная) программа доступна к применению на дошкольном логопедическом пункте. С её помощью у дошкольников происходит формирование:

  • полноценной фонетической системы языка;
  • фонематического восприятия;
  • навыков звуко-слогового анализа и синтеза;
  • автоматизация и дифференциация слухопроизносительных умений и навыков;
  • связной монологической речи на базе правильно произносимых звуков.

Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:

  • ребёнок правильно произносит все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой;
  • во время речи осуществляет правильное речевое дыхание, соблюдает ритм речи и интонацию;
  • дифференцирует на слух гласные и согласные; твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
  • выделяет первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове;
  • придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;
  • ребёнок овладевает универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  • владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации; усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний, применяет их в собственной речи;
  • подбирает однокоренные и образовывает новые слова;
  • согласовывает слова в числе, роде, падеже;
  • исправляет деформированное высказывание;
  • самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок;
  • педагоги и родители детей с нарушением речи включены в коррекционно-образовательный процесс, взаимодействуют с учителем-логопедом, в результате чего у ребёнка сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
  • в соответствии с возрастными возможностями учтён и обобщен словарь;
  • сформирован грамматический строй речи;
  • достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения.

 

 

 

  1. Содержательный раздел.

2.1. Интеграция образовательных направлений в логопедической работе.

Образовательное

направление

Задачи

Вид деятельности

 

 

 

Физическое развитие

- Развивать координированность и точность действий.

- Формировать правильную осанку при посадке за столом. 

- Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании.

- пальчиковая гимнастика;

- речь с движением;

- физкультминутки;

- беседа.

 

 

Речевое развитие

- Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи.

- игровые ситуации;

- мини инсценировки;

- автоматизация

поставленных звуков.

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательное развитие

- Учить воспринимать предметы, их свойства, сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку.

- Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов.

- Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и пазлами.

- Совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, пазлами, дидактическими игрушками, играми, в

пальчиковой гимнастике.

- Расширять представление детей о труде взрослых, прививать интерес к труду взрослых.

- составление

описательных

рассказов;

- автоматизация

поставленных звуков;

- дидактические игры

на развитие слухового

и зрительного

восприятия;

- игры с мозаикой,

пазлами, с мелкими

предметами;

- пальчиковая гимнастика.

 

 

 

 

Художественно-эстетическое развитие

- Развивать умение слышать и передавать ритмический рисунок.

- Учить различать звучание нескольких

игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки.

- Формировать прослеживающую

функцию глаза и пальца.

- Развивать графомоторные навыки.

- дидактические игры

и упражнения;

- штриховка.

 

 

 

 

 

 

Социально-коммуникативное развитие

- Развивать в игре коммуникативные навыки.

- Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре.

- Развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки.

- Прививать желание поддерживать порядок на своём рабочем месте.

- Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков.

- Учить соблюдать технику безопасности.

- Закреплять правила поведения на улице, с бездомными животными, с бытовыми приборами.

- Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативность речи.

- настольно-печатные

дидактические игры,

театрализованные

игры;

- автоматизация

поставленных звуков

в стихах, рассказах,

спонтанной речи;

- беседа;

- поручения;

- игры с мелкими предметами.

 

2.2. Взаимодействие с педагогами ДОУ в рамках данной программы.

Одна из основных задач данной программы нацелена на то, чтобы привлечь воспитателей и родителей к активному участию в коррекционной логопедической работе по преодолению речевых дефектов у детей.

Взаимодействие с воспитателями ДОУ в рамках данной программы осуществляется по трём направлениям:

  1. Диагностическое направление

Воспитатель

Учитель-логопед

  1. Проводит диагностику общего развития.
  2. Сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания.
  3. Опираясь на диагностические данные логопеда, планирует занятия с детьми, исходя из основных коррекционных задач.

Проводит ежегодное комплексное логопедическое обследование всех детей среднего и старшего дошкольного возраста, результаты которого отражает:

  • в "Журнале первичного обследования", где отражен уровень развития структурных компонентов речи каждого ребёнка;
  • в "Экранах звукопроизношения", которые наглядно указывают на звуки, нарушенные в произношении ребенка, а также этапы работы над ними.
 

 

 

 

 

  1. Коррекционное направление

Воспитатель

Логопед

  1. Осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов.
  2. Занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики.
  3. Оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков.
  4. Способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры.
  5. Проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.
  1. Оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи.
  2. Дает ежемесячные рекомендации по планированию групповых и подгрупповых игр и занятий с учетом возрастных норм и лексических тем, изучаемых в данный период.
 

 

  1. Профилактическое направление

Воспитатель

Логопед

  1. Организует такую предметную среду, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии.
  2. Уделяет повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков.
  1. Отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей.
  2. Дает рекомендации воспитателям по ее обогащению.
 

 

Формы работы по взаимодействию с воспитателями, используемые в практике:

  1. Наблюдения за динамикой постановки звуков у детей.

Наблюдение за динамикой позволяет воспитателю наглядно отследить динамику звукопроизношения всех речевых детей или конкретного ребенка. Опираясь на условные обозначения, педагог предлагает ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Воспитателю становится легче подобрать стихотворения к празднику (в случае затруднений помогает логопед). Возникает меньше проблем в занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремиться требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым, у ребенка нет боязни отвечать на занятиях, не идет закрепления неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу. Порой воспитатели упорно просят повторить слово со звуком, которого у ребенка нет, и начинают сердиться, если ребенок что-то делает не так.

2. Совместные рекомендации логопеда и психолога по детям, входящим в состав "группы риска".

3. Логопедические памятки и буклеты, выпускаемые 1 раз в 3 месяца, 
в помощь педагогам и родителям по преодолению речевых проблем. Красиво оформленные буклеты привлекают внимание не только взрослых, но и детей, которые хотят поучаствовать в их обыгрывании.

4. Подбор речевого материала: чистоговорок, рифмовок, стихотворений, заданий и упражнений для коррекции различных компонентов речевой деятельности. Воспитатель в подборе речевого материала должен помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Поэтому логопед помогает подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендует воспитателям работать с готовыми печатными изданиями, советуем использовать правильную с логопедической позиции литературу и речевой материал.

 

  1. Взаимодействие со специалистами ДОУ в рамках данной программы.

Взаимодействие в работе начинается с психолого-медико-педагогического обследования, которое проводится логопедом совместно с психологом ДОУ.

Задача обследования - определить уровень общего и речевого развития каждого ребенка, попадающего на ПМПк.

Результаты данного обследования показывают, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у большинства детей нарушены в той или иной степени психические процессы памяти, внимания, мышления, навыки конструктивной деятельности и т.п. Поэтому успешной, коррекционная работа в ДОУ, может считаться только при достаточно высоком уровне сформированности основных психических процессов, познавательных интересов и полноценного речевого развития детей. И здесь основным принципом организации работы  является оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения.

Для этого ежегодно совместно с психологом составляются карты индивидуальной коррекционной работы по сопровождению детей с речевыми нарушениями («Карта сопровождения ребёнка»). Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательную среду ДОУ в целом. Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога в условиях дошкольного логопедического пункта позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

С целью формирования  слухо-зрительно-двигательной координации  музыкальные руководители в различных частях своих занятиях используют логоритмические упражнения, которые развивают фонематический слух, дикцию, высоту и силу голоса. В папках-взаимодействия между логопедом и музыкальными руководителями на каждого речевого ребёнка заполняется экран звукопроизношения. Опираясь на данную таблицу, музыкальный руководитель может строить свои занятия с учетом речевых проблем каждого ребенка, например, предложив детям распеть слоговые цепочки с теми звуками, которые они исправляют у логопеда.

Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре, закрепляя с помощью подвижных игр разной сложности, индивидуальных занятий моторные навыки, повышая активность, развивая подражательность, формируя игровые навыки, совершенствуя просодические компоненты речи.

Обсуждение путей решения коррекционно-речевых задач с инструктором по физической культуре, привело к использованию им на занятиях логоритмических и кинезиологических упражнений, пальчиковой гимнастики.

Благодаря совместным усилиям логопеда, воспитателей и специалистов ДОУ, у детей эффективно корректируются имеющиеся нарушения развития речи, что помогает им легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

 

  1.  Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Взаимодействия детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников с нарушением речи. Однако подобное согласованное взаимодействие не возникает сразу. Ему предшествует целенаправленная работа логопеда, воспитателей, других специалистов дошкольного учреждения, в процессе которых родители приобщаются к проблемам своих детей.

Формы работы с родителями в условиях логопедического пункта ДОУ:

1. Ежегодная плановая диагностика детей, посещающих средние и старшие группы детского сада с целью выявления речевых нарушений.

Как правило, это мероприятие планируется на февраль-март.

В конце марта, после проведения диагностики, приглашаются родители (или законные представители) детей на беседу в индивидуальном порядке.

На индивидуальной беседе родителям рассказывается о характере речевого нарушения ребенка. Исходя из предварительного логопедического заключения, даются рекомендации посещения логопункта нашего дошкольного учреждения или перевод в логопедическую группу.

2. Внеплановые индивидуальные консультации и диагностическое обследование детей младше пятилетнего возраста, по согласию родителей (законных представителей) ребёнка, в результате которого определяется уровень речевого развития, даются рекомендации:

- по развитию органов артикуляционного аппарата;

- по развитию фонематических процессов;

- по развитию грамматического строя речи;

- по накоплению активного словаря ребёнка:

- по развитию связной речи;

- по развитию мелкой моторики;

- по развитию правильного речевого дыхания.

3. Ежегодно, совместно с воспитателями ДОУ проводятся групповые консультации (выступление на родительском собрании) для родителей (законных представителей) в разновозрастных группах ДОУ.

4. Ежегодное, совместно с администрацией ДОУ проведение «Дня открытых дверей».

5. Основной формой взаимодействия логопеда с родителями воспитанников логопункта, является тетрадь взаимодействия с семьями воспитанников. Упражнения в тетрадях взаимодействия с семьями воспитанников, исходя из индивидуальных планов работы, разрабатываются в индивидуальном порядке для каждого воспитанника логопункта, объединяя все темы коррекционной работы: звукопроизношение, фонематические процессы, грамматику, лексику, связную речь, мелкую моторику.

6. Для родителей всех возрастных групп логопедом оформляются информационные стенды, в соответствии с актуальностью данной темы.

Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показывает, что в результате применения современных форм взаимодействия, позиция родителей становится более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка.

Предполагаемый результат:

- Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.

- Привлечение к участию в коррекционно-воспитательном процессе.

- Заинтересованность в положительном конечном результате коррекционного процесса.

 

  1. Особенности организации коррекционно-образовательной деятельности.

 

Форма организации обучения на дошкольном логопункте в соответствии с программой носит подгрупповой и индивидуальный характер.

Исходя из опыта функционирования дошкольных логопедических пунктов в условиях Край­него Севера, в разработке данной программы учитывается уменьшение количества подгрупповых занятий и увеличение времени на индивидуальную работу. Так же учитываются требования к организации режима дня и учебных занятий, мак­симальный объем недельной образова­тельной нагрузки которых не должен превышать нормы, допустимые СанПиН:

11.10. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут.

11.11. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в старшей группе не должен превышать 45 минут, в подготовительной  группе не должен превышать1,5 часа. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

11.12. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.

11.13. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня.

Для подгрупповых КОД объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые на­рушения, по 5 - 7 человек. Состав подгрупп может меняться по усмотрению логопеда и зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его успеваемости. Периодичность занятий:

С детьми, имеющими ОНР – 2- 3 раза в неделю, 25-30 минут для детей подготовительного возраста, 20-25 минут для детей старшего возраста.

С детьми, имеющими ФФНР и НВОНР – 2 раза в неделю, 25-30 минут для детей подготовительного возраста, 20-25 минут для детей старшего возраста.

Основная цель подгрупповых КОД — первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях, а так же воспитание навыков коллективной работы.

На подгрупповых КОД осуществляется:

    • закрепление навыков произношения изученных звуков;

    • отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;

   • звуковой анализ и синтез слов, состоящих из правильно произносимых звуков;

    • расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;

    • закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

Так же воспитанники логопункта могут объединяться в микрогруппы по 2-3 человека, для подготовки органов артикуляции к постановке звуков, для автоматизации вновь поставленных звуков и закрепление их на речевом материале.

На индивидуальных КОД дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого на­рушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями де­тей, продолжительность индивидуальных занятий – 10 - 15 минут.

Работа с детьми, имеющими ФНР проводится только в индивидуальной форме.

Основная цель индивидуальной работы состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных КОД логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность, поэтому все коррекционно-развивающие занятия носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

С детьми проводятся комплексные занятия, в которые включаются игры и упражнения, позволяющие формировать и развивать:

  • интерес к логопедическим занятиям;
  • звукопроизношение;
  • фонематическое восприятие;
  • артикуляционный праксис и мелкую моторику;
  • речевое дыхание;
  • психические процессы (память, мышление, внимание);
  • лексико-грамматические категории;
  • связную речь.

Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда, в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей воспитанников логопункта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Планирование КОД с дошкольниками, имеющими различную речевую патологию.

 

Речевое нарушение

I период

II период

III период

Примечание

 

НВОНР,

ФФНР

6-го года жизни

 

Сентябрь-ноябрь

 

22 занятия,

2 занятия в неделю

 

Декабрь – февраль

 

22 занятия,

2 занятия в неделю

 

Март - май

 

 

20 занятий,

2 занятия в неделю

Продолжительность занятий

25 минут.

1-я половина сентября – обследование речи детей.

С 15 мая — повторение пройденного материала.

 

Всего занятий в год

62 - 64.

Задачи:

  • Формирование и закрепление правильного произношения звуков;
  • Развитие точности и дифференцированности произвольных движений артикуляционного аппарата;
  • Развитие фонематических процессов;
  • Совершенствование интонационной выразительности речи;
  • Активизация употребления в речи слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
  • Повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях усвоенных грамматических форм речи.

 

ОНР 3 ур.р.р. 6-го года жизни

(первый год обучения)

 

Сентябрь - декабрь

 

45 занятий,

3 занятия в неделю

 

Январь-май

 

51 занятие,

3 занятия в неделю

Продолжительность занятий

25 минут.

1-я половина сентября – обследование речи детей.

С 15 мая — повторение пройденного материала.

 

Всего занятий в год

94- 96.

Задачи:

  • Формирование и закрепление правильного произношения звуков;
  • РРРазвитие фонематических процессов;
  • Формирование и развитие лексико-грамматических средств языка;
  • Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи;
  • Подготовка к овладению элементарным навыкам письма и чтения.

 

НВОНР, ФФНР

 7-го года жизни

 

Сентябрь — октябрь

 

14 занятий,

2 занятия в неделю.

 

 

 

Ноябрь - февраль

 

30 занятий,

2 занятия в неделю.

 

Март – май

 

 

20 занятий,

2 занятия в неделю

Продолжительность занятий

30 минут.

1-я половина сентября – обследование речи детей.

С 15 мая — повторение пройденного материала.

 

Всего  занятий в год

 62 - 64.

 

Задачи:

  • Формирование и закрепление правильного произношения звуков;
  • Развитие точности и дифференцированности произвольных движений артикуляционного аппарата;
  • Развитие фонематических процессов;
  • Обучение элементарному звуковому анализу и синтезу;
  • Формирование элементарных навыков письма и чтения.

ОНР 3 ур.р.р. 7-го года жизни

(второй год обучения)

 

Сентябрь - декабрь

 

45 занятий,

3 занятия в неделю

 

Январь-май

 

51 занятие,

3 занятия в неделю

Продолжительность занятий

30 минут.

1-я половина сентября – обследование речи детей.

С 15 мая — повторение пройденного материала.

 

Всего занятий в год

94 - 96.

Задачи:

  • Совершенствование произносительной стороны речи;
  • РРРазвитие фонематических процессов;
  • Развитие лексико-грамматических средств языка;
  • Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи;
  • Подготовка к овладению элементарным навыкам письма и чтения.
           

 

 

 

КОЛИЧЕСТВО  ЗАНЯТИЙ  НА 2016– 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 ФФН, НВОНР

4 – 5 лет

ФФН, НВОНР

5 – 6 лет

ФФН, НВОНР

6 – 7  лет

Под

групповые

Индиви

дуальные

Всего занятий в год

Под

групповые

Индиви

дуальные

Всего занятий в год

Под

групповые

Индиви

дуальные

Всего занятий в год

Формирование звуковой стороны речи

-

68

-

-

68

-

 

68

-

Лексико-грамматический строй

и связная речь

22

-

-

18

-

-

14

-

-

Подготовка к обучению грамоте

38

-

-

42

-

-

46

-

-

Занятий в год

60

68

122

60

68

122

60

68

122

 

ОНР ( III ур.р.р.)

4 – 5 лет

ОНР ( III ур.р.р.)

5 – 6 лет

ОНР ( III ур.р.р.)

6 – 7  лет

Под

групповые

Индиви

дуальные

 

Под

групповые

Индиви

дуальные

Всего времени в год

Под

групповые

Индиви

дуальные

Всего занятий в год

Формирование звуковой стороны речи

-

102

-

-

102

-

-

102

-

Лексико-грамматический строй

и связная речь

28

-

-

31

-

-

14

-

-

Подготовка к обучению грамоте

32

-

-

29

-

-

46

-

-

Занятий в год

60

102

162

60

102

162

60

102

162

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.